Цитата из книги
Косивцов Ю.Ю., Сульман Э.М. Технология пиролиза органических материалов (
https://bib.convdocs.org/v30433/?cc=1&page=6)
"
4.5.4. Характеристики продуктов пиролиза полимерных отходовПо данным многочисленных исследований [205] основными газообразными продуктами пиролиза изношенных автомобильных шин являются Н2, Н2S, CO, CO2, CH4, C2H4, C3H6 и другие углеводороды с низкими значениями молекулярной массы. Основными полютантами, входящими в состав газообразных продуктов, являются СО, NOx, SO2.
Жидкая фракция является основным продуктом, состоит из большого числа органических соединений и в основном представлена ароматическим классом этих соединений. Это сложная смесь С6-С24 органических соединений содержащих ароматические соединения (53,4 – 74,8%), азотсодержащие органические соединения (2,47 – 3,5%) и некоторые кислородсодержащие вещества (2,29 – 4,85%).
Теплотворная способность получаемого топлива составляет около 42 МДж/кг, что несколько выше, чем у некоторых коммерческих топлив, однако содержание серы (1 – 1,14%) немного больше или близко к предельно допустимому значению.
В составе пиролизных масел обнаружено значительное количество бензола, толуола, дизамещенных производных бензола, лимонена и т.д. Концентрация этих соединений увеличивается при возрастании температуры до 500оС, а при дальнейшем увеличении температуры – снижается. Также обнаружено множество циклических ароматических соединений, таких, как нафталины, фенантрены, флуорены, дифенилы, их концентрация, а также концентрация других ароматических соединений значительно возрастает при увеличении температуры проведения процесса [186, 188, 191].
Данные анализа Фурье ИК-спектроскопии жидкой фракции пиролиза для семи различных типов автомобильных покрышек, полученные в работе [206], свидетельствуют о присутствии в составе жидкой фракции органических соединений ароматического вида, алканов, алкенов, кетонов, альдегидов, что также подтверждается другими исследователями [184 – 186, 195, 205, 207 – 209].
Небольшое влияние на состав жидкой фракции оказывает состав изношенных автомобильных шин. Этот эффект заключался в изменении состава кислородсодержащих соединений, а также алканов и ароматических веществ. В работе Ларесготи [186] подробно описан состав химических соединений, обнаруженных в пиролизном масле автомобильных покрышек. Жидкая фракция главным образом состоит из алкилированных бензолов, нафталина, фенантренов, n-алканов (С14 – С24) и алкенов (С8 –С15).
Твердый остаток, образуемый в процессе пиролиза автомобильных шин, представляет собой углеродосодержащий остаток и минеральные компоненты (золу). Согласно некоторым исследованиям, получаемый в процессе пиролиза углеродный остаток может быть использован в качестве активированного угля для адсорбции таких соединений, как фенолы, основные красители и металлы, бутан и натуральный газ. По данным исследователей, активация углей происходит при температуре ниже 700єС, причем на пористость получаемых остатков большое влияние оказывает размер частиц исходной резины. Элементный анализ показал, что пиролизные угли использованных покрышек включают в свой состав 71% С; 13,3% О; 5,4% Fe; 2,8% S; 2,3% Zn; 1,3% Ca и 0,3% Al [205]."
Там же можно найти и информацию о продуктах пиролиза других видов полимеров.