В частности, представители Росприроднадзора отметили, что тема перепрофилирования стратегии деятельности Росприроднадзора гармонично вписывается в модель тотального контрольно-надзорного реформирования, основная идеология которого – дифференциация возможных рисков от объектов на окружающую среду, от которой будет зависеть частота и комплексность проверок, а также объём требуемой разрешительной документации.
С 2017 года принципиально меняется стратегия Службы с применением риск-ориентированного подхода. Основная цель реформирования экологического надзора – снизить нагрузку на окружающую среду на 3% к концу 2017 года, 10% к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года за счёт внедрения принципов НДТ, приоритизации территорий повышенного экологического внимания и снижения административной нагрузки на поднадзорные объекты.
В 2016 году дан старт государственному учёту объектов негативного воздействия. Это отправная точка, уникальный инструмент. На сегодняшний день сформирован единый банк данных, включающий сведения о более чем 190 тысячах объектов негативного воздействия. Учтено около 6 тысяч объектов 1-й категории, которые эксплуатируют 2 700 организаций. В этот перечень вошли все крупные компании. Он и станет основной точкой приложения усилий Службы по обеспечению экологической безопасности. Планирование проверок по объектам 2-й и 3-й категории будет зависеть от количества и характера ранее выявленных нарушений. В отношении объектов 4-й категории проверки будут проводиться только в исключительных случаях.
Новый принцип работы Службы – профилактика и предупреждение, и только потом – взыскания.
Эконадзор в ближайшей перспективе должен соответствовать четырем характеристикам: он обязан стать «умным» (аналитическим, прогнозирующим риски, IT-вооруженным), «прозрачным» (пользующимся доверием бизнеса и общества), «предупредительным» (взаимодействующим с поднадзорной средой) и «ресурсо-сберегающим» (компактным и незатратным для государства и проверяемых).