Подравляю всех посетителей нашего форума с 47 годовщиной провозглашения Дня Охраны Окружающей Среды - Дня Эколога!

Дорога - экологический барьер (Химия и жизнь 1986 №09)

Новости в области экологии

Модератор: Raccoon

Ответить
Аватара пользователя
johnbob
Administrator
Сообщения: 2171
Зарегистрирован: 11 июл 2006, 04:52
Откуда: Владиговносток
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 53 раза
Контактная информация:

Дорога - экологический барьер (Химия и жизнь 1986 №09)

Сообщение johnbob » 11 июн 2014, 03:52

Сеть автомобильных дорог все гуще опутывает континенты. Если в 1913 году в мире было 25 тысяч километров автодорог общего пользования, то в 1965 году их длина превысила 18 миллионов километров; средняя густота дорожной сети на земном шаре достигла 24 километров на 100 квадратных километров обжитой территории. Для сравнения удобны и такие сведения: в ФРГ дороги ныне занимают около 5 % территории страны. У нас суммарная площадь автодорог больше площади Крымского полуострова.

Для прокладки километра автострады вместе с обочинами и кюветами требуется 10 га земель, порой весьма плодородных. На этом же километре в зависимости от рельефа при строительстве перемещается от 100 до 300 тысяч кубометров грунта. Ведь прежде чем проезжую часть окутает так называемая дорожная одежда из бетона или асфальта, нужно соорудить дренирующее основание, мосты, туннели, трубопроводы... Все это сильнейшим образом воздействует на придорожные ландшафты.

Сперва немного о микроклимате. Не будем говорить об изменениях на трассе влажности, местных ветров и прочем. Упомянем лишь об одном из зримых явлений: дождевые воды, стекая с откосов, обычно скапливаются в десятке метров поодаль, что порождает местное заболачивание. Именно из-за этого в умеренно влажной зоне насыпи и мосты часто соседствуют с подтопленными участками, где погибают деревья.

Вообще-то с микроклиматом дороги, особенно зимним, многие знакомы. Кто не знает, например, что в городе самый свирепый гололед на мостах и путепроводах? Свои гололедные обычаи на шоссе. Вот цитата об этом из прекрасной книжки Л. Фридмана «Записки автолюбителя». В ноябрьские праздники он возвращался из Москвы к себе домой, в Горький. «Было относительно тепло, стоял ясный солнечный день, и сухой асфальт даже немного пылил... Машин на дороге было совсем немного — одни легковые. Правда, я обратил внимание на то, что они едут очень медленно, но не придал этому значения. Около Ногинска на дорогу выбегает автоинспектор и энергичным жестом приказывает остановиться. Я тормознул — автомобиль резко бросило вправо. Отпустил тормоз, вырулил на траву разделительной полосы и встал. Инспектор поманил меня пальцем, Я открыл дверь и не мог ступить ни шагу. Бетон на дороге был покрыт тонким, совершенно невидимым глазу слоем льда. Инспектор показал мне на дно глубокого кювета, где лежали «Москвич» и «Запорожец», буквально вошедшие друг с другом в молекулярное сцепление. Дальнейший путь дался мне с большим трудом, и при этом выявилась характерная деталь: к полудню на открытых участках дороги лед растаял, там, где дорога проходила через лес и была закрыта тенью деревьев, лед держался в течение всего дня». А между тем на земляных обочинах гололеда не было вовсе.

Дорожное полотно не только меняет облик местности, но и вносит в природу чуждые вещества. По дороге мчатся автомобили, которые тоже не безгрешны. Поэтому специалисты говорят о двух типах воздействия дорог на естественный ход вещей. Первый — прямое нарушение ландшафта при изъятии или насыпке грунта, появление в нем несвойственных веществ (гравий, бетон, асфальт), изменение уровня грунтовых вод из-за насыпей и выемок, перемены в микроклимате и тому подобное. Второе воздействие проявляется в том, что возникает некий невидимый технологический мост между шоссе, забитым машинами, и природой, по которому множество веществ поступает в придорожные ландшафты водным и воздушным путем, что меняет — увы, не в лучшую сторону — экологическую обстановку в довольно широкой полосе вдоль автострад.

Автомобилей во всех странах все больше и больше, и они все сильнее воздействуют на природу. Зарубежные специалисты утверждают, что если на квадратном километре за сутки сгорает пять тонн бензина или дизельного топлива, то появляются первые признаки заболевания растений. Особенно вредны соединения свинца, щедро выбрасываемые двигателями, работающими на бензинах с высоким октановым числом. Увы, дизельное топливо, в котором свинца нет, сгорая, оставляет еще более скверный бенз-а-пирен. На этом фоне безобидными кажутся публикации о том, что в умеренной климатической зоне выявлены такие загрязнители придорожных ландшафтов, как противогололедные соли. Например, из-за них стала расти соленость прекраснейшего Женевского озера. Дорога — это еще и пыль, вибрация, шум.

Но все-таки главное зло — выхлопные газы, которые загрязняют воздух, воду, почвы и растения около загруженных шоссе. Вот лишь один пример. С обочины автострады Нью-Йорк — Вашингтон, по которой день и ночь мчатся вереницы машин, взяли для анализа самых обычных дождевых червей. Организмы этих подземных обитателей оченьтормознул — автомобиль резко бросило вправо. Отпустил тормоз, вырулил на траву разделительной полосы и встал. Инспектор поманил меня пальцем, Я открыл дверь и не мог ступить ни шагу. Бетон на дороге был покрыт тонким, совершенно невидимым глазу слоем льда. Инспектор показал мне на дно глубокого кювета, где лежали «Москвич» и «Запорожец», буквально вошедшие друг с другом в молекулярное сцепление. Дальнейший путь дался мне с большим трудом, и при этом выявилась характерная деталь: к полудню на открытых участках дороги лед растаял, там, где дорога проходила через лес и была закрыта тенью деревьев, лед держался в течение всего дня». А между тем на земляных обочинах гололеда не было вовсе.

Дорожное полотно не только меняет облик местности, но и вносит в природу чуждые вещества. По дороге мчатся автомобили, которые тоже не безгрешны. Поэтому специалисты говорят о двух типах воздействия дорог на естественный ход вещей. Первый — прямое нарушение ландшафта при изъятии или насыпке грунта, появление в нем несвойственных веществ (гравий, бетон, асфальт), изменение уровня грунтовых вод из-за насыпей и выемок, перемены в микроклимате и тому подобное. Второе воздействие проявляется в том, что возникает некий невидимый технологический мост между шоссе, забитым машинами, и природой, по которому множество веществ поступает в придорожные ландшафты водным и воздушным путем, что меняет — увы, не в лучшую сторону — экологическую обстановку в довольно широкой полосе вдоль автострад.

Автомобилей во всех странах все больше и больше, и они все сильнее воздействуют на природу. Зарубежные специалисты утверждают, что если на квадратном километре за сутки сгорает пять тонн бензина или дизельного топлива, то появляются первые признаки заболевания растений. Особенно вредны соединения свинца, щедро выбрасываемые двигателями, работающими на бензинах с высоким октановым числом. Увы, дизельное топливо, в котором свинца нет, сгорая, оставляет еще более скверный бенз-а-пирен. На этом фоне безобидными кажутся публикации о том, что в умеренной климатической зоне выявлены такие загрязнители придорожных ландшафтов, как противогололедные соли. Например, из-за них стала расти соленость прекраснейшего Женевского озера. Дорога — это еще и пыль, вибрация, шум.

Но все-таки главное зло — выхлопные газы, которые загрязняют воздух, воду, почвы и растения около загруженных шоссе. Вот лишь один пример. С обочины автострады Нью-Йорк — Вашингтон, по которой день и ночь мчатся вереницы машин, взяли для анализа самых обычных дождевых червей. Организмы этих подземных обитателей очень стойко переносят всяческие загрязнения. Выяснилось, что количество свинца и цинка в теле червей превышало дозу, смертельную для птиц, питающихся ими. Еще в телах обитателей обочины нашли соединения кадмия, никеля и другие вредные вещества, смываемые дождями с бетонного полотна, на котором оседают не только выхлопы двигателей, но и продукты износа шин, масло и другие вещества, чуждые естественному ландшафту,

«Химия и жизнь» неоднократно печатала материалы об отравлении биосферы соединениями свинца. Так, кандидат географических наук Е.М. Никифорова писала, что примерно половина свинца оседает поблизости от шоссе и накапливается в верхней, гумусовой части почв (1976, № 1). Наука свидетельствует, что вдоль автострад постепенно вырастает засвинцованная полоса в 100 метров шириной в обе стороны, где этого металла в зависимости от интенсивности движения в 5—15 раз больше местной природной нормы. Естественно, что растущие тут культуры вынуждены его впитывать. Особенно много соединений свинца в картофеле и капусте, меньше всего — в зеленом луке.

А вот у трав, растущих не в огороде, а на самой обочине, накапливание свинца сильно зависит от величины листьев. Такие, как подорожник и клевер, накапливают изрядную толику свинца, а тимофеевка с ее узенькими стреловидными листочками его практически игнорирует.

Конечно, пыль и шум тоже не способствуют процветанию растений на обочине. Придорожная растительность беднее видами не только из-за пыли, но и потому, что выхлопные газы часто препятствуют прорастанию пыльцы. В то же время на обочине необычайно много таких вредителей, как кустарниковая моль, уничтожающая листву. Полагают, будто вредители буйно плодятся здесь из-за того, что в листве много окислов азота, выбрасываемых среди прочего автомобильными двигателями, особенно дизелями. Однако из-за этих же выбросов лишайники, грибки и некоторые водоросли погибают очень быстро. Плохо переносят пыль и загазованный воздух и многие деревья.

Правда, травянистая растительность у трассы обычно чувствует себя лучше, чем в лесу. Объясняют это так: на обочинах лучше освещение, теплее и больше углекислоты. Все это улучшает фотосинтез. Да и почвы на обочинах (по крайней мере в умеренной климатической зоне) чуть плодороднее из-за того, что в них больше ионов кальция, вымытого дождями из дорожного известкового щебня, и потому, что в них больше гумуса, чем в близлежащем лесу. Ведь травы, ежегодно отмирая, обогащают обочину органикой.

Однако особенно радоваться тут нечему. Экологи давно призывают создать вдоль шоссе хотя бы стометровую санитарно-защитную зону, где бы не было ни домов, ни огородов. Они пишут, что не надо и кормить скотину на обочинах. Это не пойдет на пользу ни корове, ни козе — травы, пышно растущие возле шоссе, вбирают в себя соединения свинца и прочую грязь. Потом эти соединения попадают в молоко и в наши с вами организмы.

Дорога — экологический рубеж. И еще какой! Вспомните хотя бы о мириадах насекомых, расплющивающихся на лобовых стеклах машин всюду в мире. Если комаров, слепней, как говорится, не жалко, то массовая гибель на дорогах бабочек, пчел и шмелей кое-где уже всерьез тревожит биологов. А сколько во время миграций под колесами погибает лягушек! В ФРГ на их пути на ночь ставят пластиковые корытца-ловушки, которые по утрам переносят через шоссе, чтобы земноводные могли продолжить свои извечные путешествия в пруд и обратно. Ежи тоже беззащитны перед шинами. Ослепленные светом фар, они сворачиваются в клубок, а не удирают. В Средней Азии на асфальте кончают свою жизнь множество змей, приползающих по утрам погреться на теплое полотно. Даже такие гиганты, как лоси, на дороге порой находят смерть.

В трудах Первого Международного конгресса по млекопитающим есть публикация сотрудников Западно-Вирджинского университета, наблюдавших, как мелкие грызуны обживают новую высокоскоростную трассу. Через девять месяцев обочины заселили зверьки семи видов. Другие же млекопитающие (отнюдь не все!) почувствовали себя здесь как дома лишь через два года, хотя автострада шла по горам, заросшим лиственным лесом с богатой фауной.

Домашние же животные со временем начинают относиться к дороге прямо-таки панибратски. Вот наблюдения профессора Н.М. Носкова в Кабардино-Балкарии. Летом на прогретой солнцем 150-километровой асфальтовой ленте Нальчик — подножие Эльбруса он насчитал 20 постоянных ослинотелячьих «пляжей». На каждом из них от трех до восьми ослов и телят регулярно нежились на солнце, бездумно рискуя жизнью.

Да, дорога стала новой экологической нишей. И не только для отдыха, но и для охоты, ибо она изобилует пищей. Например, вороны расклевывают раздавленных мышей, лягушек, кошек или собак. На дороге частенько валяются всякие объедки, зерно, семена сорняков, полно насекомых... Крысы здесь не только кормятся, но и путешествуют — это удобнее, чем продираться, скажем, через густой лес.

Но самое странное не это, а то, что более половины позвоночных животных, погибших на подмосковной дороге, приходится на птиц. Так во всяком случае гласят подсчеты сотрудницы МГУ Е. Шитовой. Особенно много гибнет молодых грачей, только что покинувших гнезда. Да и среди других созданий погибает в основном неопытная молодежь. Там, где машины мчатся сломя голову, птичьих жертв больше, если же скорость не превышает 50 километров в час, то птицы, как правило, успевают увернуться от автомобилей. Постоянный же густой поток машин отпугивает их.

Несчастья на трассе подстерегают не только животных, но и людей. И можно сказать, что кроме основной своей функции автодороги выступают еще и в качестве средства убийства, созданного цивилизацией в нашем веке. Эти трагичные и бессмысленные потери становятся все больше. Нет пока и массовых действенных средств, которые бы устранили токсичность выхлопных газов, отравляющих все живое, в том числе и нас с вами. Так что стремительный рост сети автодорог приносит не только блага, но и серьезный ущерб.

Впрочем, автомобильные двигатели становятся все совершеннее и безвреднее. Конструкторы и химики создают устройства, которые способствуют более полному сгоранию топлива и тем самым резко снижают выброс вредных веществ автомобилями. Есть и запретительные меры. Так, в городах и густонаселенных районах некоторых стран запрещено пользоваться этилированным бензином, в котором имеются добавки свинца. У нас такое запрещение распространяется и на курортные зоны. В то же время исчерпание нефтяных залежей не за горами. И это ставит новые проблемы. Уже есть опытные образцы машин, работающих на спиртовом или водородном горючем, которые вообще не загрязняют воздух. И электрические автомобили тоже влились в транспортные потоки.

Сложнее сделать автомобили и дороги полностью безопасными для людей и животных. Но и тут дело не безнадежно. Например, в некоторых странах вдоль опасных участков дорог появились ограждения, не позволяющие четвероногим выйти на проезжую часть. Снижение же скорости движения сберегает жизнь птицам. Высадка в придорожной полосе растений, неприятных для животных, установка отпугивающих щитов и других устройств помогут сделать обочины непривлекательными для многих зверьков и птиц, что тоже поспособствует сохранению их жизней В Европе начали устраивать и миниатюрные туннели и направляющие стенки, с помощью которых земноводные мигрируют под автострадами. В Финляндии на извечных путях северных оленей сооружают специальные мосты, присыпанные естественным грунтом. По ним рогачи безбоязненно переходят через дороги и трубопроводы. Так что мало-помалу шоссе перестают быть непреодолимыми рубежами в самых разных уголках планеты.

Но дел впереди еще много И дел самых разных.

Е. КУРАПОВА       
Чисто там - где убирают

Ответить

Вернуться в «Новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Экология и безопасность в техномире : Отказ от ответственности