Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года.
Второй период обязательств должен начаться 1 января 2013 года.
Конференция сторон протокола приняла к сведению три набора поправок в протокол, связанных со вторым периодом обязательств: официально принять их планируется в конце 2012 года на переговорной сессии в Катаре.
Стороны расширят перечень парниковых газов Киотского протокола с помощью поправки в приложение А: к шести газам и группам газов в списке добавлен трифторид азота NF3 - ядовитый и очень мощный парниковый газ, концентрация которого в атмосфере пока мала, но растет очень быстро. Стороны также приняли решения о правилах учета в области землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства.
Россия, Канада и Япония отказываются вступать во второй период обязательств по Киотскому протоколу.
По словам Александра Фролова, главы Росгидромета, Россия как страна Приложения 1 выполнила все возложенные на нее обязательства, выбросы РФ сократились на 36% по сравнению с 1990 годом, что обеспечило более 50% глобального снижения выбросов, что делает Россию "экологическим донором всего мира". По мнению общественных организаций же заслуга России в этом результате спорна, так результат достигнут в основном за счет кризиса 1990-х. Теперь Россия ожидает подтверждения итогов первого периода обязательств, в соответствие с правилами и процедурами Киотского протокола. Россия поддерживает создание глобального соглашения, в котором бы приняли участие все развитые и развивающиеся страны. "Продолжение Киотского Протокола - это ложная цель, которая уводит нас от основного вопроса глобального снижения выбросов", так как страны, готовые поддержать второй период Киотского протокола, не являются крупными эмитентами. На весь Евросоюз, например, приходится всего около 11% мировых выбросов.
Олег Шаманов добавил, что главная проблема Киотского протокола в том, что он покроет всего 17% глобальных выбросов (сейчас Киото покрывает около 30%). По его мнению, Киотский протокол не способен обеспечить необходимый уровень обязательств, необходимый для достижения цели - снижения выбросов и борьбы с изменением климата и не является рациональным или приемлемым ни с экологической, ни с экономической, ни с политической точки зрения.
Россия в мае направила в секретариат конвенции официальное предложение внести поправку, согласно которой приложения 1 и 2 к конвенции — списки стран, которые определяют, какие обязательства несет та или иная страна — должны периодически пересматриваться в свете текущего социально-экономического развития сторон конвенции.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, вступившая в силу в 1992 году, сопровождается двумя приложениями. В приложение 1 включены страны-участницы конвенции, относящиеся к числу развитых и страны с переходной экономикой (например, Россия), а в приложение 2 — только развитые страны.
В соответствии с принципом "общей, но дифференцированной ответственности", страны, входящие в приложения и не включенные в них, несут разные обязательства. Страны приложения 1 должны предпринимать усилия по сокращению выбросов парниковых газов и смягчению последствий изменения климата, а те, кто входит в приложение 2, должны также предоставлять финансовую и технологическую помощь странам вне приложений в поддержку их усилий по сокращению выбросов.
Россия предлагает внести в статью 4 конвенции поправку, предусматривающую регулярный пересмотр списков.
Ранее ЕС, США и ряд других развитых стран неоднократно заявляли, что состав приложений 1 и 2 к конвенции отражает "реальность 1992 года", а не современную ситуацию. Высказались в поддержку этой поправки лишь Белоруссия, Украина и Казахстан.
Тем не менее, Россия готова взять на себя обязательства в рамках РКИК и поддерживает внедрение Копенгагенских и Канкунских решений. От этого раунда переговоров Россия ожидает появления дорожной карты по заключению нового юридически обязательного всестороннего соглашения. Россия также выступает за включение бореальных лесов в механизм РЕДД.
Глава делегации согласился, что человеческая деятельность является решающей в проблеме изменения климата, и что масштаб последствий ее для РФ может быть катастрофическим (до недавнего времени в России шли дискуссии ученых касательно значимости антропогенного воздействия). Фролов также подчеркнул, что необходимо преодолеть разрыв в потребной климатической информации и возможностями климатической науки. Нужны достоверные методики как исследований, так и интерпретации результатов. Нужны оценки реального и предотвращенного ущерба от изменения климата в рамках международных механизмов.
По словам Олега Шаманова достаточно того, что мы часть Киотского протокола и мы приняли цели снижения выбросов к 2020 году на 25%, зафиксированные на Копенгагенской конференции СОP`17.
Эксперты считают отказ нашей страны от дальнейшего участия в Киотском протоколе нелогичным. Руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров отмечает: в то время когда у Канады и Японии прослеживается какой-то экономический интерес из-за потерь, которые влекут обязательства в краткосрочной перспективе второго периода действия соглашения, у России ничего подобного нет. «Если бы РФ взяла на себя киотские обязательства, это было бы спасением для идеи модернизации, которую продвигает президент Медведев. Ведь других мотиваций слезть с иглы нефтегазовой зависимости в стране нет, – сказал «НИ» эксперт. – А такие обязательства могли бы служить стимулом, чтобы правительство принимало решения по переходу к «зеленой» энергетике и экономике. Позиция же Москвы нелогична вдвойне: российское руководство, изначально требуя прекращения Киотского протокола после 2012 года, лоббировало сохранение киотских механизмов, которые не работают без самого протокола в части принятия на себя обязательств по сокращению эмиссии газов»
Официальную информацию о своих обязательствах на второй период стороны протокола должны будут предоставить до 1 мая 2012 года.
Статья подготовлена по материалам из открытых источников.