Письмо в Роспотребнадзор О неправомерности отказов в выдаче СЭЗ на проекты НДС, ПДВ, СЗЗ
Руководителю Роспотребнадзора-Главному государственному санитарному врачу РФ
Г.Г.Онищенко
Уважаемый Геннадий Григорьевич!
Необходимость обращения к Вам возникла в связи с изданием Роспотребнадзором ряда писем, связанных с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ).
Согласно письму Роспотребнадзора от 08.09.2010 г. № 01/12975-0-32 «О совершенствовании деятельности организаций при проведении экспертиз» не оформляются СЭЗ на технические условия и иные технические документы.
Кроме того, в указанном письме, а также в письме от 12.10.2010 г. № 01/14590-0-32 «О порядке взимания платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы» (со ссылкой на первое) содержатся положения, согласно которым:
- при установлении соответствия санитарным правилам и нормам при предоставлении земельных участков для строительства; при использовании водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, и др. необходимо неукоснительно соблюдать административные процедуры по организации проверки, ее проведения и оформления результатов проверки;
- мероприятия, связанные с проведением экспертиз, включая проведение лабораторных исследований, оформление и выдачу заключений о соответствии санитарным правилам и нормам при осуществлении указанных процедур и в иных, предусмотренных законодательством случаях, должны осуществляться в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) (ГСЭН).
Вместе с тем территориальные органы Роспотребнадзора воспринимают данную позицию, как обязательность выдачи СЭЗ исключительно на предусмотренные ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» лицензируемые виды деятельности. Во всех остальных случаях, предусмотренных, в частности, ст. 12 (предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии СЭЗ о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам), ст.18 (нормативы допустимых сбросов (НДС) согласовываются с органами, осуществляющими ГСЭН), ст.20 (нормативы ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ) утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам) Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СЭЗ не выдаются, но за соответствием проектной документации, указанной в перечисленных статьях данного Федерального закона, осуществляется ГСЭН, в том числе путем организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.
Указанная позиция нарушает права предприятий-природопользователей и не соответствует (обоснование прилагается):
- преамбуле, ст.ст.1, 2 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам;
- Решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 2992;
- ст.ст.12, 18, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- ст.ст.1, 10, 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- ст.ст.9, 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- постановлению Правительства РФ «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг»;
- п.1 постановления Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
- п.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов»;
- приказу Минздравсоцразвития России № 351н;
- постановлению Главного государственного санитарного врача РФ, утвердившему СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В связи с этим просим изложить позицию Роспотребнадзора по следующим вопросам:
- в соответствии с какими положениями российского или международного законодательства не должны оформляться СЭЗ на техническую документацию? Относятся ли к техническим документам проекты НДС, ПДВ, СЗЗ и на основании каких актов российского и/или международного зако нодательства?
- каким образом действующим предприятиям выполнять обязанности по получению СЭЗ для согласования/утверждения проектов НДС, ПДВ, СЗЗ?
- на основании каких нормативных правовых актов территориальные органы Роспотребнадзора вправе отказывать в предоставлении СЭЗ для согласования/утверждения проектов НДС, ПДВ, СЗЗ?
- каков порядок и основания проведения мероприятий по ГСЭН при предоставлении земельных участков для строительства; при использовании водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при утверждении нормативов ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, и др. (при согласовании/утверждении проектов НДС, СЗЗ) с учетом того, что перечень оснований для проведения проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является закрытым?
Приложение:
- письмо Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 20.09.2010 г. № 10378/01-03 «О совершенствовании деятельности по проведению экспертиз и выдаче заключений» на 9 л.;
- обоснование позиции о несоответствии действующему законодательству РФ писем Роспотребнадзора от 08.09.2010 г. № 01/12975-0-32 «О совершенствовании деятельности организаций при проведении экспертиз», от 12.10.2010 г. № 01/14590-0-32 «О порядке взимания платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы», писем территориальных органов данной? Федеральнойой службы, принимаемых на основании последних, на 11 л.
'Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11.12.2009 г.
*Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (ред. от 20.09.2010). 'Постановление Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг»
"Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (в ред. от 10.03.2009 г.).
'Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в ред. от 22.04.2009 г.).
'Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 г. № 351н «Об утверждении Методики расчета платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, осуществляемые в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг».
'Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 09.09.2010 г.).
Г.Г.Онищенко
Уважаемый Геннадий Григорьевич!
Необходимость обращения к Вам возникла в связи с изданием Роспотребнадзором ряда писем, связанных с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ).
Согласно письму Роспотребнадзора от 08.09.2010 г. № 01/12975-0-32 «О совершенствовании деятельности организаций при проведении экспертиз» не оформляются СЭЗ на технические условия и иные технические документы.
Кроме того, в указанном письме, а также в письме от 12.10.2010 г. № 01/14590-0-32 «О порядке взимания платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы» (со ссылкой на первое) содержатся положения, согласно которым:
- при установлении соответствия санитарным правилам и нормам при предоставлении земельных участков для строительства; при использовании водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, и др. необходимо неукоснительно соблюдать административные процедуры по организации проверки, ее проведения и оформления результатов проверки;
- мероприятия, связанные с проведением экспертиз, включая проведение лабораторных исследований, оформление и выдачу заключений о соответствии санитарным правилам и нормам при осуществлении указанных процедур и в иных, предусмотренных законодательством случаях, должны осуществляться в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) (ГСЭН).
Вместе с тем территориальные органы Роспотребнадзора воспринимают данную позицию, как обязательность выдачи СЭЗ исключительно на предусмотренные ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» лицензируемые виды деятельности. Во всех остальных случаях, предусмотренных, в частности, ст. 12 (предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии СЭЗ о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам), ст.18 (нормативы допустимых сбросов (НДС) согласовываются с органами, осуществляющими ГСЭН), ст.20 (нормативы ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ) утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам) Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СЭЗ не выдаются, но за соответствием проектной документации, указанной в перечисленных статьях данного Федерального закона, осуществляется ГСЭН, в том числе путем организации и проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.
Указанная позиция нарушает права предприятий-природопользователей и не соответствует (обоснование прилагается):
- преамбуле, ст.ст.1, 2 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам;
- Решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 2992;
- ст.ст.12, 18, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- ст.ст.1, 10, 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- ст.ст.9, 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- постановлению Правительства РФ «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг»;
- п.1 постановления Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
- п.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов»;
- приказу Минздравсоцразвития России № 351н;
- постановлению Главного государственного санитарного врача РФ, утвердившему СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В связи с этим просим изложить позицию Роспотребнадзора по следующим вопросам:
- в соответствии с какими положениями российского или международного законодательства не должны оформляться СЭЗ на техническую документацию? Относятся ли к техническим документам проекты НДС, ПДВ, СЗЗ и на основании каких актов российского и/или международного зако нодательства?
- каким образом действующим предприятиям выполнять обязанности по получению СЭЗ для согласования/утверждения проектов НДС, ПДВ, СЗЗ?
- на основании каких нормативных правовых актов территориальные органы Роспотребнадзора вправе отказывать в предоставлении СЭЗ для согласования/утверждения проектов НДС, ПДВ, СЗЗ?
- каков порядок и основания проведения мероприятий по ГСЭН при предоставлении земельных участков для строительства; при использовании водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при утверждении нормативов ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, и др. (при согласовании/утверждении проектов НДС, СЗЗ) с учетом того, что перечень оснований для проведения проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является закрытым?
Приложение:
- письмо Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 20.09.2010 г. № 10378/01-03 «О совершенствовании деятельности по проведению экспертиз и выдаче заключений» на 9 л.;
- обоснование позиции о несоответствии действующему законодательству РФ писем Роспотребнадзора от 08.09.2010 г. № 01/12975-0-32 «О совершенствовании деятельности организаций при проведении экспертиз», от 12.10.2010 г. № 01/14590-0-32 «О порядке взимания платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы», писем территориальных органов данной? Федеральнойой службы, принимаемых на основании последних, на 11 л.
'Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11.12.2009 г.
*Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (ред. от 20.09.2010). 'Постановление Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг»
"Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (в ред. от 10.03.2009 г.).
'Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в ред. от 22.04.2009 г.).
'Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 г. № 351н «Об утверждении Методики расчета платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, осуществляемые в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг».
'Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 09.09.2010 г.).