Поправки к ФЗ "Об охране окружающей среды" подготовлены Законодательным собранием Челябинской области (законопроект № 71275-7 от 9 января 2017 года).
Сейчас проведение экологической госэкспертизы обязательно только на этапе подготовки к строительству наиболее сложных объектов, планируемых на морском шельфе, особо охраняемых территориях или связанных с обезвреживанием или размещением отходов. Большинство предприятий не проходят экспертизу вовсе: закон не обязывает заказчиков проектной документации оценивать потенциальную экологическую опасность объекта капитального строительства и намеченной хозяйственной деятельности.
Однако с 1 января 2018 года экоэкспертиза должна стать обязательной для всех намечаемых объектов первой категории. Это предприятия, связанные с производством металлургической продукции, нефтепродуктов, добычей нефти, газа, железа, цветных металлов и т.п. Законопроект предполагает перенос нормы на более ранний срок - 1 июня 2017 года.
"Этот прецедент имеет колоссальное значение для всего процесса реформирования природоохранного законодательства. За последние два года мы не раз слышали предложения отсрочить вступление в силу тех или иных требований, ужесточающих ответственность природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду, - заявил "РГ" председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. - Эта тенденция вызвала серьезную критику со стороны президента на недавнем заседании Госсовета. В поправках, напротив, речь идет об ускорении темпов проводимых преобразований, причем именно в той сфере, которая максимально затрагивает права граждан страны".
По его словам, предложенные поправки можно только поддерживать, оценить необходимость строительства тех или иных предприятий станет значительно легче. Это особенно актуально для регионов с высоким накопленным экологическим ущербом, подчеркивает Сергей Чернин.
Добавлено спустя 8 минут 31 секунду:
7 февраля 2017 13:15
Законопроектом предлагается установить особенности контроля за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов, которые происходят в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах. Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за нарушение установленных экологических требований. Это позволит обеспечить экологическую безопасность на всех этапах строительства и реконструкции объектов, оперативно выявлять нарушения экологических требований при строительстве, применять соответствующие меры административного реагирования.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований» (далее – законопроект) подготовлен Минприроды во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 9 июня 2011 года (№Пр-1742ГС от 20 июня 2011 года, абзац третий подпункта «г» пункта 2).
В настоящее время в соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса федеральный государственный экологический надзор проводится Росприроднадзором в отношении объектов, строительство или реконструкция которых ведутся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Государственный экологический надзор при строительстве и реконструкции таких объектов проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).
Федеральным законом №294-ФЗ предусматривается, что государственный надзор проводится посредством плановых проверок юридического лица не чаще одного раза в три года, а также внеплановых проверок по следующим основаниям: истечение срока выполнения предписаний об устранении нарушений, поступление информации об угрозе, поручение Президента или Правительства России, требование прокурора.
В то же время не учитываются особенности строительной деятельности (период строительства объектов может составлять менее года, для строительства конкретного объекта может быть образовано отдельное юридическое лицо, районы строительства, реконструкции объектов, в отношении которых осуществляется экологический надзор, характеризуются удалённостью от мест проживания граждан, труднодоступностью, отсутствием в Росприроднадзоре информации о начале строительства).
Таким образом, в связи с применением требований Федерального закона №294-ФЗ к сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства значительное количество объектов оказывается вне государственного экологического надзора.
Кроме того, Градостроительным кодексом предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Росприроднадзору необходимо провести проверку в целях подтверждения соответствия построенного объекта требованиям природоохранного законодательства. Вместе с тем Росприроднадзор не имеет оснований для проведения соответствующей проверки.
Законопроектом предлагается установить особенности контроля за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов капитального строительства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
В частности, при государственном экологическом надзоре предусматриваются особенности организации и проведения проверок, аналогичные установленным законодательством о градостроительной деятельности в отношении государственного строительного надзора.
Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за нарушение установленных экологических требований.
Принятие законопроекта позволит обеспечить экологическую безопасность на всех этапах строительства и реконструкции объектов капитального строительства, оперативно выявлять нарушения экологических требований при строительстве, применять соответствующие меры административного реагирования.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.
Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд: