Подравляю всех посетителей нашего форума с 47 годовщиной провозглашения Дня Охраны Окружающей Среды - Дня Эколога!

Концепция экологического планирования (Химия и жизнь 1986 №7

Новости в области экологии

Модератор: Raccoon

Ответить
Аватара пользователя
johnbob
Administrator
Сообщения: 2171
Зарегистрирован: 11 июл 2006, 04:52
Откуда: Владиговносток
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 53 раза
Контактная информация:

Концепция экологического планирования (Химия и жизнь 1986 №7

Сообщение johnbob » 23 май 2014, 06:21

Интенсификация научно-технического прогресса становится главным двигателем экономического развития, что предъявляет особые требования к деятельности ученых и к организации научно-исследовательской работы. В науке ведомственные барьеры еще более вредны, чем в экономике.

Научно-технический прогресс — это прежде всего рациональное использование интеллектуального потенциала страны. Здесь ключом к ускорению является разработка технологии междисциплинарных исследований. Особенно это важно при проектировании народнохозяйственных комплексов, где экологическое планирование невозможно без усилий специалистов разных областей знания.

К сожалению, ведомственность во многих случаях пока служит непреодолимым барьером, например на пути комплексной переработки руд, мешает повсеместному внедрению малоотходных и безотходных технологий, без чего нельзя сохранить чистоту окружающей среды.

Природа едина и по самой своей сути вневедомственна, ей нет никакого дела до сиюминутного плана, скажем, по мелиорации или по открытой добыче угля в каком-то регионе. Я глубоко убежден в том, что большие проекты, затрагивающие экологию, нельзя давать на откуп ведомствам, пусть и самым почтенным, которые зачастую не обращают внимания на уникальность региона и кровно не заинтересованы в сохранении этой уникальности.

Человек имеет право вмешиваться в естественный цикл лишь тогда, когда это абсолютно необходимо и известно, что получится в результате его вмешательства. Увы, и в науке, и в экономике было немало опрометчивых доктрин и конкретных решений. Ошибок можно избежать, если изначально заложить в фундамент планирования систему исследований, разработку прогнозных моделей и блоков, позволяющих связать воедино, обосновать те или иные крупные хозяйственные мероприятия. Причем система экологических критериев и система предпочтения должны быть свободны от давления конъюнктуры и сегодняшней экономики.

Междисциплинарные или комплексные исследования не есть что-то новое, с их необходимостью ученые, особенно экономисты, встречались всякий раз, когда начинали разработку больших проектов, например программы ГОЭЛРС Но до поры до времени такие работы были эпизодическими и вопрос о специальной технологии этих исследований не возникал. Теперь же комплексные исследования становятся повседневным делом, и традиционные полуинтуитивные методы решения межотраслевых проблем уже не удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

Основная особенность междисциплинарных (комплексных) исследований состоит в учете многочисленных взаимосвязей, анализе огромного количества разнообразных вариантов решения той или иной хозяйственной проблемы, что просто невозможно без привлечения специалистов разных областей знания. Сейчас любое комплексное исследование требует специального инструментария, приспособленного к обработке огромных масс информации. Ясно, что такая научная работа должна опираться на современные методы информатики и специальный профессионализм. Большие математические модели, должным образом организованные информативные массивы, диалоговые процедуры — все это элементы той новой технологии междисциплинарных исследований, которая быстро развивается и открывает многообещающие перспективы.

Несмотря на большие заделы, которые уже есть в науке, работа плановиков зачастую идет по старинке, и крупные проекты остаются без необходимого научного обоснования. За примерами далеко ходить не надо.

В 1980 году был перекрыт узкий пролив. соединяющий залив Кара-Богаз-Гол с Каспием. Зачем? Полагали, будто это уменьшит испарение с акватории Каспийского моря. Но ведь в те годы уровень Каспия уже начал подниматься! Расчеты, проделанные у нас в Союзе, в частности в Вычислительном центре АН СССР, и за рубежом, однозначно свидетельствовали о росте осадков в Нечерноземье в ближайшее время. То есть необходимости в каких-либо мероприятиях для поддержания уровня Каспия не было. Об этом заботилась сама природа.

Не в меру ретивые проектировщики не обратили внимания и на то, что влага, испаряющаяся с поверхности моря, оседает в горах Тянь-Шаня и питает реки — основу хлопководства, виноградарства и бахчеводства среднеазиатских республик. Наконец, проект изоляции Кара-Богаз-Гола от моря не содержал четкого анализа гидрологического режима залива и прогноза последствий для сырьевой базы химической промышленности. Как известно, они оказались плачевными.

Формируя стратегию экономического развития регионов, в первую очередь следует руководствоваться тем, что в староосвоенных экономически развитых районах стратегия природопользования сводится к поддержанию качества окружающей среды и к сохранению участков «дикой природы* в достаточно обширных заповедниках, охватывающих все типы ландшафтов, все бедствующие виды животных и растений.

Иная стратегия в слабо освоенных территориях с малонарушенными экосистемами. Здесь создание тех или иных экономических структур нужно для вовлечения в хозяйственный оборот необходимых стране дефицитных ресурсов. Из-за увеличения населения возрастает нагрузка на окружающую среду, которая на Севере, как правило, экологически неустойчива. Следовательно, выбор способов природопользования здесь должен быть ориентирован на минимальную заселенность края и на максимальное сохранение экологической стабильности. В данном случае это важнейший принцип экологического планирования.

Исторически сложилось так, что в малоосвоенных районах Севера и на Камчатке почти независимо друг от друга существуют два типа хозяйствования: мелкоочаговая, в основном добывающая промышленность и отрасли, спокон веку эксплуатирующие «дикую природу», которые так или иначе используют более 90 % территории. Эти традиционные отрасли рано или поздно исчезнут, если в стратегии природопользования не будет заложено сохранение воспроизводства биологических ресурсов (лососевые нерестилища, рыбозаводы, оленьи пастбища...),

К сожалению, освоение малонаселенных регионов пока идет при простом перенесении сюда методов хозяйствования, сложившихся в экономически развитых районах. Более того, сохранение продуктивности легкоранимых биологических ресурсов в плановых заданиях не фигурировало как основной, довлеющий компонент экономической стратегии. Об охране природы и гармоничном природопользовании обычно вспоминали лишь после возникновения острых ситуаций.

Пришло время пересмотреть одряхлевшие идеи, на которых зиждется хозяйственное освоение регионов с неустойчивым природно-ресурсным потенциалом Для этого придется отказаться от традиционных методов планирования и отраслевого проектирования. Нужны новые принципы, основанные на экологической и прочей информации о существе процессов, протекающих в окружающей среде.

Эколого-экономическое планирование станет возможным, если предварительно создать надотраслевую, академическую программу исследований по стратегии природопользования и экологически приемлемой модели развития, например Камчатки и других слабозаселенных и малоосвоенных регионов. Краеугольным камнем такой академической программы должен стать поиск неистощимых форм сотрудничества человека и природы в соответствии с идеями В. И. Вернадского о ноосфере.

Одно из продуктивных направлений поиска — так называемый возврат к прошлому, но на новом витке спирали. Хозяйственникам следует опереться на новейшие достижения науки и техники, чтобы эксплуатация биологических природных систем шла в естественном режиме их функционирования. Такая природопользовательная экономика как бы стимулирует экологические циклы, не нарушая их равновесия,

Давайте рассмотрим этот постулат по отношению к некоторым биологическим ресурсам Камчатки.

Камчатка — рыбный цех страны Здесь нерестятся чавыча, нерка, кижуч, горбуша, кета, семга. Прежде их численность была во много раз больше. Причин истощения рыбных богатств множество, хотя главная одна — деятельность человека. Но и сейчас Камчатка дает львиную долю общесоюзного улова лососей.

В уловах преобладает горбуша. Это легко объяснить: скорость ее воспроизводства в три-четыре раза выше, чем у ее собратьев — других лососей. Горбуше очень и очень повезло и тем, что она утратила жесткий эволюционный механизм, диктовавший ей возврат на нерест обязательно в ту самую речку, где она появилась на свет. И теперь горбуша мечет икру на любых подходящих нерестовых участках. Когда и эти нерестилища переполняются, наступает спад численности. Потом цикл повторяется.

Куда печальнее судьба чавычи. Специалисты полагают, что природоохранные мероприятия и восстановление ее естественных нерестилищ могут лишь на какое-то время немного повысить ее численность, но это не увеличит размеры самой чавычи. Увы, оскудели не только ее косяки — чавыча почему-то измельчала.

Забота о естественных нерестилищах должна бы стоять на первом месте в планах экономического развития Камчатки, если бы за рубежом не были смоделированы условия нереста лососей и не начали выращивать миллионы мальков, которые, повзрослев, дают основную массу вылавливаемой рыбы. Конечно, о естественных нерестилищах нужно заботиться денно и нощно, но нам в плановых наметках не надо игнорировать экспериментальную биологию тихоокеанских лососей. Ибо не за горами создание отечественной технологии искусственного воспроизводства рыбы на научной основе.

Отточив оселок планирования на программе воспроизводства рыбы, следует взяться за другие аспекты природопользования на Камчатке: размещение энергетических узлов, добычу минеральных ресурсов, строительство дорог, лесное хозяйство...

Уже сейчас ясно, что эксплуатация леса на Камчатке ведется из рук вон плохо. Основная часть полуострова занята редкостоем каменной березы и порослью стлаников, Хвойные же леса, которые дают деловую древесину, занимают всего 6 % покрытой лесом площади. До 40 % лесосечного фонда остается на месте в виде расстроенных недорубов и древесины, брошенной у пня. Деревообработка не развита. Дровяная древесина на полуострове практически не используется.

Сведение лесов в поймах рек и на склонах гор меняет гидрологический и температурный режим нерестилищ. Только из-за изменения освещенности температура воды может возрасти на 6 °С, что чревато гибелью икры. Сплошная рубка, которая практикуется сейчас повсеместно, меняет скорость поверхностного стока, что тоже кое-где ведет к гибели икры и мальков. Из-за вырубки лесов меняется увлажненность почвы, еократцаютея пятна сезонной мерзлоты, что резко меняет гидрологический режим рек и речек.

К сожалению, наука пока не располагает количественными характеристиками ущерба от ухудшения нерестилищ из-за сведения лесов. Имеющаяся информация разрозненна, преимущественно опирается на качественные оценки и требует количественного анализа для разработки нормативных условий и улучшения использования лесов Камчатки.

Параллельно нужно заниматься энергетикой полуострова. Ибо электроэнергия требуется и для рыбной промышленности, и для горнодобывающей, и для нормальных условий жизни населения. При энергетических исследованиях нельзя забывать о своеобразии Камчатки. На значительной части полуострова ни экологически, ни технически нецелесообразно создание дорогостоящей единой энергосистемы: небольшие поселки и удаленные друг от друга предприятия вполне могут обойтись автономными источниками энергии. И энергетикам опять-таки придется иметь в виду влияние теплового загрязнения на нерест лососевых и режим рек.

Нельзя не сказать и о знаменитых горячих источниках. Почему-то думают, будто это вечный, возобновимый ресурс. Однако науке неизвестны геофизические или какие-либо другие методы, позволяющие судить о степени возобновления подземных горячих вод и мощности их водоемов.

Сказанное выше, естественно, относится и к научному планированию размещения и мощностей горнодобывающей промышленности полуострова. Здесь, как и везде, необходим комплекс мероприятий по охране окружающей среды. Очень важно загодя оценить ущерб экосистемам в разных районах полуострова. Ведь может статься так, что где-то этот ущерб превысит сиюминутную выгоду.

Ну а теперь пора сказать несколько слов об экономических и экологических блоках научной программы, которая могла бы лечь в основу хозяйственных планов.

Взаимодействие человека и природы не может вечно держаться на простой выгоде. Без специальных государственных программ, без целенаправленного руководства деятельность ведомств целиком не подчинить стратегии рачительного природопользования. А ведь стратегия взаимоотношений человека и природы должна быть ориентирована на будущее. В этом и есть основная трудность построения хозяйственных механизмов.

Насущно необходимо разработать такие экономические рычаги, которые позволили бы управлять эколого-экономическими системами, давать долгосрочные прогнозы и практические рекомендации. Экономический механизм призван слить воедино все отрасли экономики, обеспечить полное воспроизводство биологических ресурсов, гармонично сочетать традиционные виды человеческой деятельности с новейшими способами производства. Экономика должна командовать так, чтобы охранять природу стало выгодно любому хозяйственнику.

Я думаю, что межотраслевая исследовательская предплановая программа необходима во всех тех случаях, когда предполагается перестройка сложившихся природных комплексов. У такой программы обязательно должен быть междуведомственный или даже надведомственный характер, чтобы раскрыть все стороны проекта и дать системный анализ возможных альтернатив. Возглавить такую программу может лишь Академия наук, ибо она представляет интересы страны, а не конкретных ведомств или тех или иных хозяйственных регионов. Академия наук — единственное учреждение, располагающее достаточно широким спектром специалистов, способное организовать действительно комплексные исследования и обеспечить ту культуру системного анализа, которую требует сложность возникающих проблем. Однако это вовсе не исключает участия в исследованиях ведомственных институтов.

Организационные рамки таких исследований уже вырисовываются — появились и узаконены так называемые временные научные коллективы. Но пока их рождение затруднено частоколом бюрократических условий, что крайне затрудняет их создание и саму их работу.

Экологическое планирование — не мечта, а требование дня. Чем раньше мы возьмемся за эту работу, тем лучше. Нам следует точно знать, что хозяйственникам в том или ином регионе делать можно и нужно, а чего делать ни в коем случае нельзя, чтобы необратимо не нарушить природное равновесие.

Моисеев Н.Н.
Чисто там - где убирают

Ответить

Вернуться в «Новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя

Экология и безопасность в техномире : Отказ от ответственности